Осенние мысли | Архитектор Арэг Демирханов

Осень - время года философское. Глядя, как опадает листва и реки замедляют свой бег, начинаешь задумываться о проделанной работе, об удачах и решениях, которые дались с трудом, а там и до вопросов глобального масштаба недалеко. Особенно если с собеседником повезет. Нам повезло выбраться на природу и на фоне золотой осени побеседовать с народным архитектором, главным автором красноярских городских ансамблей Арэгом Демирхановым, который оказался не прочь пофилософствовать об архитектуре, о городе и о народе, его населяющем.

- Арэг Саркисович, очень интересно услышать ваше мнение о сегодняшнем Красноярске: его облик так быстро меняется? Как вы считаете, горожане тоже?

- И город развивается разнородным, и население неоднородно по уровню воспитания, образования и так далее, что совершенно естественно и присуще человеческой природе. То, что на поверхности, сразу бросается в глаза. При виде малых архитектурных форм и облицовки набережных из очень твёрдого и вечного материала - гранита, изрисованных со страшной силой спреями, невольно рождается возглас призывный: давайте относиться бережнее к тому, что уже сделано и сделано хорошо! При этом я восхищаюсь нашими горожанами, которые бережно относятся к великолепным цветочным композициям, украшающим наш город, - ничего не потоптано и не сорвано. Это уже признак высокой культуры и любви горожан к своему городу.

Арэг Демирханов, архитектор

Арэг Демирханов, архитектор

- Красноярск, как всякий город, - живой организм. Каким он вырос и как ему развиваться дальше? Что можно отметить в качестве успехов красноярского цеха проектировщиков?

- Конечно же, прежде всего хочу обратиться к архитекторам - с любовью и с завистью. С любовью ко всей нашей архитектурной гвардии, отстаивающей интересы высокого профессионализма в борьбе с заказчиками и властями. С завистью, поскольку как никогда раньше сегодня грандиозные задачи и задания ставит власть. Архитектура - это прежде всего власть, причём по определению - ведь корень "архи" означает главного и старшего. Это моё глубокое убеждение. Проверенное временем и опытом общения с властями.

С благодарностью вспоминаю Павла Стефановича Федирко. Ведь можно сказать, что в своё время именно он построил те здания и комплексы, которыми сегодня может гордиться Красноярск. И это несмотря на тогдашние запреты и ограничения сверху на строительство общественных зданий! Именно тогда были построены театр оперы и балета, цирк, музейно исторический комплекс и другие объекты города.

С уважением, благодарностью и надеждой смотрю на сегодняшние власти - образованные, исполненные сил, энергии и решительности сделать город и край более значимыми и экономически развитыми, которые программируют развитие Красноярской агломерации, этого сложнейшего организма с продуманными связями и экономическими перспективами. Власть, которая демонстрирует здоровое честолюбие и со знанием дела опирается на достоинства и преимущества географического, транспортного и природно ресурсного положения города и края. И вот насколько ответственными, вдумчивыми и по хорошему честолюбивыми должны быть мои молодые коллеги, чтобы достойно запроектировать этот сложный организм, причём в условиях тайги и бездорожья, довольно жёсткого климата.

Основной постулат, который я неустанно повторяю, но которому по разным причинам сам не всегда следую, такой: жить надо ближе к земле. Если нынешняя многоэтажная застройка в городских границах диаметром 25 километров способна (даже при нынешних коэффициентах плотности) вместить три четыре миллиона жителей, то границы малоэтажной застройки будут простираться на сотню километров, если не больше. При этом уровень комфорта, экологической и прочей безопасности в таких поселениях выше.

Поэтому я желаю городу мудрых созидателей, тёплых домов, грамотного и честолюбивого в хорошем смысле руководства, основывающего свои действия на сегодняшних реалиях и ресурсах - в том числе и кадровом, который у нас имеется.

У нас школа художественного мастерства уникальная - от ДХШ и училищ до КГХИ и аспирантуры Академии художеств. Сложилась и хорошая архитектурная школа, достойно заявившая себя. Поэтому с Богом, вперёд, вширь!

SkyBlade SkyBlade

- Вперёд и вширь - это понятно. А что вы думаете о направлении ввысь?

- Я вообще то не сторонник высотного строительства, но высотные доминанты любому городу необходимы. Они задают ритм и делают архитектурный силуэт города ярким и узнаваемым. Например, проводили такой эксперимент с аэрофотоснимками Москвы, на котором смыли тени высотных зданий - далеко не все специалисты смогли распознать столицу среди похожих городов с радиально концентрической застройкой. Высотки нужны и как ориентир, и как структурирующие городской силуэт архитектурные штрихи. Считаю совершенно правильным решение достроить на Стрелке высотку КАТЭКНИИугля. Здание завершает сквозную ось и просматривается с Копылова как знак - вот именно там город родился! С постройкой рядом других высоких экранирующих его зданий возникает необходимость поставить новый восклицательный знак в месте зарождения Красноярска.

Сейчас проект 39 этажного здания на енисейском берегу ведётся, выполняется мастерской Вадима Дубовика, и я благодарен его специалистам за то, что они советуются со стариком. Надеюсь, что давняя затея завершится удачей и город получит на оси улицы Маркса высотную доминанту с восточной стороны и vis a vis с природным возвышением ландшафта с западной.

- А что вы можете сказать о вторжении в архитектурные ансамбли Красноярска, одним из главных авторов которых вы выступали?

- Я считаю, что наша комплексная, ансамблевая застройка была на определённом этапе - скажем без преувеличения - градостроительно обоснованной и признанной не только профессионалами, но и народонаселением. Не всё задуманное в этих ансамблях завершено, а местами в них позднее проросли более или менее гармоничные включения. Меняются и времена, и люди, и города?

Конечно, город не может остановиться в развитии и какие то новые современные шаги будут предприняты, но главным должно остаться сохранение природных достоинств, великолепного ландшафтного окружения. В их числе и виды на Енисей, и набережные, которые явно необоснованно заняты промышленными предприятиями, а на деле являются самыми выигрышными видовыми территориями города. Как, например, зона комбайнового завода, решение по которой пока отложили. Могу сказать, что горжусь собственной концепцией развития этого района - со связями вокзал река, прибрежной магистралью и эспланадой, с транспортными и пешеходными развязками.

- Как, по вашему, обстоят дела в отношении рекреационных зон Красноярска? И что вы думаете о генеральном плане его развития вообще?

- Пока рекреационные зоны на енисейских островах сохраняются, но и опасность вторжения на них строительства тоже сохраняется. К сожалению, мы в очередной раз наступаем на те же грабли и совершаем те же ошибки, что и остальной мир. В том числе и с автомобилизацией и неготовыми дорогами. Хотя ведь ещё в 70 х годах до рабочего проекта был доведён тоннель, который подныривал с Коммунального моста под три главные магистрали левобережья и выходил лишь на другой стороне Качи. Вообразите, как это разгружало бы три автомобильные магистрали - Маркса, Мира и Ленина и насколько бы менее напряжённой была транспортная ситуация в центре!

Дальше - мосты. По генеральному плану 1972 года их значилось пять! Два периферийных - нынешний "три семёрки" и запланированный сейчас к строительству автомобильный мост в районе железнодорожного. В планах значился мост, наведённый через так называемый "Коровий Лог", что в районе ДК КраМЗа, на другой берег Енисея - сейчас там всё загромождено и заштамповано хаотичными частными гаражами и говорить об этой трассе бессмысленно. Другая трасса сейчас рассматривается - мост, ведущий с улицы Дудинской через мыс на острове Татышев к району ТЦ "Красноярье".

Даже на периферии центра, как улица Брянская, нужны многоуровневые развязки, а также автомобильные стоянки и паркинги - наземные, подземные, многоярусные. Иначе ситуацию транспортного коллапса не разрешить. Сегодня автомобили доминируют в городе.

Помочь с исправлением ситуации может строительство метрополитена - с сопутствующей постройкой подземных паркингов и транспортных автомобильных туннелей. Как в любимом мною Тбилиси - там под городом сделан туннельный прокол, ведущий прямо к ботаническому саду. И у нас были идеи с входом со стороны Качи. Не всем комфортно в подземных пространствах, но в этом смысле, как и в случае высотного жилья, мы, живя в городе, обречены на такие решения. Решения, которые были с провидческой мудростью предусмотрены генеральным планом тридцатипятилетней давности. К ним сейчас и обращаемся, вооружённые новыми возможностями и технологиями. И разумеется, профессиональными знаниями и опытом архитекторов и градостроителей, праздник которых мы недавно отмечали.

Беседовал Александр Шляхин

Источник: Журнал «Сибирское строительство»